+7 (804) 333-16-02
Санкт-Петербург: +7 (812) 425-17-02
Москва: +7 (499) 649-16-02
Екатеринбург: +7 (343) 222-16-02
Вся Россия (бесплатно): +7 (804) 333-16-02
?>

В 2026 году ЭДО в грузоперевозках станет обязательным, а всех экспедиторов обяжут зарегистрироваться в реестре на платформе «ГосЛог». Подготовку к изменениям стоит начать уже сейчас: выпустить электронные подписи, обучить работников, определиться с программой для учета и обмена данными. 

Самое важное, если нет времени читать: 

— С 1 сентября 2026 года ЭДО обязателен в автомобильных, железнодорожных и авиаперевозках.

— Транспортная накладная будет оформляться только в электронном виде.

— С 1 марта 2026 года вводится обязательная регистрация в реестре экспедиторов. 

— Изменения касаются практически всех перевозчиков, отправителей, получателей, экспедиторов независимо от сферы деятельности. Исключений немного, их утвердят позднее.

— Формы электронных документов утвердит ФНС. 

— Стоит заранее выбрать подходящее решение для ЭДО, чтобы позже не заниматься этим в хаосе и спешке. Например, можно подключить облачную 1С + «1С-ЭПД» для обмена перевозочными документами. 


Подключить сервис «1С-ЭПД»


Грузоперевозчики перейдут на ЭДО с 1 сентября 2026 года

В сфере грузоперевозок грядет цифровая реформа — ЭДО станет обязательным, а от большинства бумажных документов придется отказаться. Федеральный закон № 140-ФЗ вносит изменения в закон № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Дальше — дело за участниками перевозок и тем, насколько оперативно они успеют подстроиться под новые правила и скорректировать процессы. 

Ключевые поправки связаны с отказом от бумажных форм документов с 1 сентября 2026 года. Транспортные накладные (ЭТрН), заказ-наряды, заявки, экспедиторские документы (расписки, поручения) придется оформлять в электронном виде. Также новые правила затронут накладные, которые используются в авиации и ж/д-перевозках. Важный нюанс в том, что теперь в транспортной накладной нужно указывать экспедитора — раньше это было не обязательно. Во многом поправки нацелены именно на то, чтобы вывести экспедиторов из «тени», регламентировать их работу и усилить контроль. 

Бумажный документооборот не уйдет в прошлое насовсем, но сфера его применения будет крайне ограничена, исключения утвердит Минтранс. 

Регистрация в реестре экспедиторов станет обязательной

Все участники транспортно-экспедиционной деятельности — ИП и юрлица, должны зарегистрироваться в государственном реестре экспедиторов. Регистрация бесплатная, направить заявку можно через профиль на Госуслугах. Сам реестр располагается на логистической платформе «Гослог». 

Работа считается легальной только после регистрации в реестре. Если записи нет, то заниматься перевозками запрещено.

Какие данные нужно сообщить в реестр

Для ИП: ФИО, ИНН, ОГРНИП, email, телефон, адрес места жительства.

Для компаний: название, ИНН, ОГРН, email, телефон, место нахождения и адрес регистрации.

Также к этим данным нужно добавить список услуг. При желании можно указать адрес сайта, территорию оказания услуг и размер максимальной страховой суммы в рамках ответственности экспедитора. 

Если всё в порядке с документами, то регистрация пройдет за 1 рабочий день. Если нужны корректировки, то срок может увеличиться до 7 рабочих дней. Всем действующим экспедиторам установлен дедлайн для регистрации — максимум 60 дней начиная с 1 марта 2026 года. Говоря проще, уже к концу апреля 2026 все экспедиторы должны иметь запись в реестре. 

Важно. В реестре регистрируются только компании и ИП, которые перевозят коммерческие грузы внутри страны. Для международных перевозок и перевозок для своих нужд регистрация в реестре не требуется.

Что сделать уже сейчас: 3 шага к переходу на ЭДО

Отправителям, перевозчикам и получателям грузов важно уже сейчас начать подготовку к изменениям. Разберем три ключевых шага. 

Шаг 1. Оформить электронные подписи и МЧД 

Квалифицированные или неквалифицированные электронные подписи (КЭП и НЭП) должны быть и у руководителя компании, и у всех уполномоченных сотрудников. 

Если вы делегируете подпись перевозочных документов работнику, то для него надо дополнительно оформить машиночитаемую доверенность, с помощью которой он будет подтверждать полномочия. 

Больше полезных материалов по теме: 

Форматы МЧД в 2025 году: какие доверенности подойдут для ФНС, СФР, Росстата

Отчетность в Росстат теперь только с МЧД: новые требования действуют с 1 мая

Новые правила сдачи ЕФС-1 с 1 июля — теперь только через Единую цифровую платформу с МЧД

Как перейти на новый формат УПД 5.03 в 1С и избежать ошибок

Новые возможности сервиса «Прозрачный бизнес»: проверка перехода на ЭДО

Шаг 2. Выбрать ПО для учета перевозок и обмена данными

Есть специализированные программы и сервисы, которые разработаны специально для учета грузоперевозок и обмена документами между участниками сделки. Например, если вы ведете учет в 1С, то можете подключить к программе сервис «1С-ЭПД». 

Шаг 3. Обучить сотрудников и договориться с контрагентами

Сообщите работникам об изменениях и разъясните новые правила оформления и обмена перевозочными документами. Все участники процесса перевозок должны быть готовы к изменениям: бухгалтерия, логисты, водители. 

Также стоит заранее связаться с контрагентами и обсудить формат дальнейшего сотрудничества. Совместно определиться с подходящим ПО, скорректировать договоры и соглашения, внутренние регламенты компании. 

Пока остается время, рекомендуем в тестовом режиме проверить всю цепочку взаимодействия с партнерами, чтобы в 2026 году уже спокойно работать по-новому и не разбираться в новых правилах в панике и стрессе. 

Подготовка для экспедиторов займет больше времени и сил, за их деятельностью будут следить особенно тщательно. Например, у ИП или директора экспедиторской компании не должно быть неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления — иначе не получится зарегистрироваться в реестре и продолжать легальную работу. 

Сервис 1С-ЭПД поможет легче перейти на ЭДО

Сервис «1С-ЭПД» разработан специально для участников грузоперевозок. Подключите его к вашей учетной программе и начните обмениваться документацией по ЭДО. Избавьтесь от лишних бумаг и затрат, сократите до минимума риск ошибок. 

При покупке «1С-ЭПД» вы платите только за исходящие документы, есть различные тарифы сроком на 1 год. В одном тарифе предусмотрено от 600 до 100 000 тысяч отправок. Обращайтесь — специалисты «Е-Офис 24» расскажут детали и помогут подобрать подходящий тариф. 


Подключить сервис «1С-ЭПД»


Возможности сервиса: 

✔️ Создание, подпись, обмен перевозочными документами между контрагентами. Обменивайтесь накладными, наряд-заказами, ведомостями, путевыми листами, неформализованными документами. Все документы автоматически отправляются в ГИС ЭПД. 

✔️ Корректировка маршрутов и контроль за перевозками в режиме онлайн. Изменения в документах сразу отражаются у всех участников сделки. 

✔️ Не обязательно подключать 1С — «1С-ЭПД» может интегрироваться в вашу учетную систему.

Оформление электронной транспортной накладной в «1С-ЭПД»

Электронная транспортная накладная в 1С-ЭПД

Оформление заказ-наряда в «1С-ЭПД»

Заказ-наряд в 1С-ЭПД

❗ Сервис «1С-ЭПД» можно подключить в «Е-Офис 24». У нас есть все нужные решения для удаленного ведения учета и бухгалтерии. Программы и сервисы 1С доступны онлайн, а быстро разобраться со сложными вопросами поможет своя бесплатная техподдержка. Оставляйте заявку, а мы расскажем больше про «1С-ЭПД» и облако, поможем подключиться с выгодой.


Подключить сервис «1С-ЭПД»


Иллюстрация от freepik на freepik.com

Поделитесь с друзьями!

Обсудить

 
Защита от автоматических сообщений
Наверх

Связаться с нами

*-поля обязательные для заполнения