Каждый наниматель должен снабдить сотрудников бесплатными средствами индивидуальной защиты (СИЗ) при условиях, описанных в ст. 221 ТК РФ: при влиянии вредных или опасных для жизни факторов на производстве, загрязнений, при работах в особых условиях окружающей среды.
Под СИЗ понимается спецодежда, направленная на снижение воздействия вредных факторов на человека или полное предотвращение их воздействия.
1 сентября 2023 года в силу вступили новые принципы снабжения сотрудников СИЗ (приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 766н), которые были утверждены на замену принципов приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н.
Главным различием этих правил является то, что с 1 сентября этого года работодатель может сам устанавливать нормы выдачи СИЗ сотрудникам предприятия.
При этом наниматель может не выдавать СИЗ при условии, что были приняты другие меры, благодаря которым не будет нанесен ущерб здоровью человека, работающему в неблагоприятных условиях. Осуществление мероприятий должно быть доказано показателями СОУТ (спецоценка условий труда) и ОПР (оценка профессиональных рисков).
Обязанности работодателя по предоставлению СИЗ сотрудникам
По ТК РФ наниматель должен:
-
обеспечивать сотрудников всеми необходимыми СИЗ за счет компании;
-
довести до их сведения, какие СИЗ им положены;
-
обучить, как ими следует пользоваться;
-
следить за грамотностью применения СИЗ сотрудниками, прохождением обучения по использованию СИЗ каждым из работников;
-
обеспечить стирку, сушку, ремонт, а также по необходимости и замену СИЗ (ст. 214, ст. 221 и ст. 224 ТК РФ).
Наниматель может не только приобрести СИЗ, но и взять в аренду или доверить обеспечение сотрудников СИЗ специализирующейся на этом организации.
Все СИЗ должны иметь сертификаты или декларации соответствия, подтверждающие их безопасность, без них СИЗ запрещается покупать, а тем более выдавать работникам на предприятии. Исключение составляют лишь СИЗ, которые производятся серийно и были выпущены в обращение во время действия сертификата или декларации до окончания срока эксплуатации, указанного в документации к СИЗ, или срока годности СИЗ.
Также, все СИЗ должны быть маркированы производителем, на них требуется устанавливать знак членов Таможенного союза.
Как установить необходимость СИЗ?
Для установления потребности сотрудников в СИЗ предприниматели руководствуются:
1. Едиными Типовыми нормами выдачи СИЗ, они были утверждены Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 767н.
До 31 декабря 2024 г. работодатель может самостоятельно определить типовые нормы, которые будут применяться на предприятии и закрепить их в приказе.
Но уже с 1 января 2025 г. на всех предприятиях обязаны следовать Единым типовым нормам.
При установлении собственных правил работодателю допускается произвести замещение:
-
одного СИЗ, представленного в Единых типовых нормах, другим при условии, что оно предоставляет такую же или усиленную защиту от влияния вредных или опасных факторов на производстве;
-
нескольких типов СИЗ одним, если оно предоставляет такую же или усиленную защиту от влияния вредных или опасных факторов на производстве. Усиленную защиту можно обеспечить с помощью повышения выдаваемого количества СИЗ, расширения номенклатуры или закупки СИЗ с более продвинутыми свойствами защиты. Важно отметить, что это должно быть прописано в эксплуатационной документации на СИЗ.
По результатам этой оценки определяется степень вредности и опасности условий труда, а затем и предоставляются СИЗ работникам.
3. Результатами ОПР.Наниматель имеет право лично устанавливать систему оценки профессиональных рисков, для упрощения процесса он может прибегнуть к Рекомендациям по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, которые были приняты Приказом Минтруда России от 31.01.2022 № 36.
Потребность в выдаче СИЗ также устанавливается предпринимателем исходя из должности работника, а также:
-
списка опасных и вредных факторов на производстве и уровня их влияния на сотрудников;
-
количества человек на соответствующих рабочих местах;
-
того, были ли предприняты другие меры, снижающие уровень влияния опасных факторов на человека, и эффективность этих мер по результатам оценок.
Нормы выдачи СИЗ
Когда определена потребность в СИЗ, начинается проработка, а затем и утверждение Норм выдачи СИЗ сотрудникам, они прописываются в локальном нормативном акте (ЛНА). Каждый предприниматель с 1 сентября 2023 г. обязан установить Нормы выдачи СИЗ независимо от размера предприятия, однако субъекты малого предпринимательства не обязаны утверждать ЛНА.
При составлении правил выдачи СИЗ работодатель должен принимать во внимание:
-
показатели СОУТ и ОПР;
-
требования норм по охране труда;
-
мнение профсоюза или другого представительного органа работников (при наличии);
-
паспорта безопасности и иные документы, в которых есть сведения о требованиях к работе с конкретными веществами и оборудованием.
Для оформления Норм выдачи СИЗ наниматель вправе как разработать собственную форму, так и использовать образец из Приложения №1 к приказу.
Каждому работнику необходимо изучить и подписать утвержденный локальный нормативный акт.
Что должно быть прописано в Нормах выдачи СИЗ:
-
название должности;
-
вид СИЗ;
-
название СИЗ (с перечислением конкретных сведений о конструкции, уровне защиты, эксплуатационных уровнях и категориях эффективности);
-
нормы выдачи с определением частоты выдачи, количества на определенный отрезок времени, единицы измерения (например, штуки);
-
причина выдачи СИЗ (например, пункты Единых типовых норм).
Выдача СИЗ работникам
Локальный нормативный акт
ЛНА утверждает систему предоставления СИЗ. Во время его создания важно учесть требования приказа и особенности структуры управления организации. В качестве ЛНА может выступать, например, Положение о порядке обеспечения работников СИЗ.
Важно оговорить в ЛНА:
-
систему определения потребности работников в СИЗ;
-
составление плана потребности в СИЗ, а также их выбор;
-
условие о планировании предварительной закупки СИЗ;
-
систему предоставления, использования СИЗ, отслеживания их качества, кроме того хранения, обслуживания и переработки;
-
систему осведомления работников о предоставлении СИЗ;
-
разделение обязанностей руководителей отделов, ответственных за выдачу СИЗ;
-
систему надзора за наличием необходимых СИЗ у сотрудников и их применением, и вместе с тем оценки результатов надзора.
Порядок выдачи СИЗ
Руководствуясь ТК РФ и приказом, процедуру выдачи СИЗ для работодателей можно представить в виде этапов:
-
Выявить работников, которым требуются СИЗ в связи с неблагоприятными для жизни условиями работы.
-
Купить, арендовать СИЗ или заключить соглашение со специализированной организацией по предоставлению СИЗ для работников компании.
-
Осведомить работников о СИЗ, которые им предоставляет организация, порядке их выдачи, условиях хранения. В случае если СИЗ хранятся у сотрудников, то также об их ответственности за сохранность СИЗ. Для этих целей можно провести инструктаж.
-
Обучить сотрудников правилам эксплуатации СИЗ, если это требуется для их корректного использования и базовой проверки СИЗ на исправность. Доказать факт проведения соответствующего обучения можно с помощью журналов регистрации инструктажей, обучений. В остальных случаях проинформировать работников о нормах эксплуатации СИЗ позволяется прямо на рабочем месте во время инструктажа по охране труда.
-
Предоставить сотрудникам, предназначенные для них по Нормам СИЗ, подходящие им по параметрам. При этом работодатель обязан установить автоматизированные системы выдачи СИЗ и их сменных частей и обеспечить их периодическое пополнение.
-
Контролировать возврат и замену СИЗ в необходимые сроки, оговоренные правилами эксплуатации, или же при их поломке, осуществить учет СИЗ и надзор за их выдачей.
-
Организовать необходимые условия хранения для СИЗ, соответствующие правилам их эксплуатации, а также их уход. В случае если СИЗ не собираются у сотрудников после рабочей смены, то это должно быть прописано в ЛНА, и документ должен включать список таких СИЗ с указанием должностей работников.
-
Следить за грамотным применением СИЗ сотрудниками. Если же работник не использует, предназначенные для его должности СИЗ, он должен быть отстранен от работы.
-
Обеспечить своевременный сбор и утилизацию СИЗ сотрудников.
Оформление выдачи и возврата СИЗ
Работодатель вправе выдавать СИЗ сотрудникам следующими способами:
-
лично в руки каждому работнику;
-
с помощью автоматизированных систем выдачи.
В случае выдачи СИЗ посредством автоматизированных систем необходимо принимать во внимание, что:
-
Данный способ выдачи СИЗ подходит лишь для СИЗ, для использования которых не нужны дополнительные разъяснения по применению.
-
Автомат должен обладать функцией считывания личности сотрудника и автоматического ввода сведений в электронную базу учета выдачи СИЗ. Способ идентификации работника в этом случае должен быть изложен в ЛНА.
На каждого сотрудника, которому предназначены СИЗ, должна быть заведена карточка учета их выдачи, где указывается информация о выдаче и возврате соответствующих СИЗ. В Приложении № 2 к приказу есть образец такой карточки, она может заполняться как в электронном, так и в бумажном виде.
Если карточки заполняются в электронном виде, в них требуется обозначить номер и дату бухгалтерского документа о получении СИЗ, а также включить в них о каждом работнике, которому они были выданы, сведения, по которым его можно идентифицировать, например, его подпись, которая может быть и электронной. Если предприниматель заполняет эти данные в электронном виде, то нет необходимости переносить их на бумажный носитель.
Наниматель может создать и утвердить свою форму для учета выдачи СИЗ, и вносить туда всю информацию.
Срок использования СИЗ
Сроки эксплуатации СИЗ должны соответствовать срокам, определенным Нормами выдачи СИЗ. Начало этого срока отсчитывается с момента выдачи СИЗ сотруднику. Дата выдачи обозначается в карточке учета выдачи СИЗ.
Если работник возвращает, при окончании срока носки, СИЗ, которые находятся в хорошем состоянии, то их можно выдать повторно при осуществлении процедур по уходу за ними (стирка, дезинфекция и т.д.).
Предположим, что сотрудник был уволен и вернул СИЗ до окончания срока их эксплуатации неповрежденными и без утраты их защитных свойств. В этом случае наниматель вправе преобразовать данные СИЗ в дежурные, то есть общего пользования. Но некоторые СИЗ нет возможности перевести по такой схеме в дежурные в связи с санитарно-гигиеническими нормами (белье, обувь и т.п.).
Процедуру преобразования СИЗ, из тех, которыми ранее уже пользовался кто-то из работников в дежурные предприниматель утверждает самостоятельно.
Чаще всего определением соответствия СИЗ правилам эксплуатации, обеспечением ухода за ними и установлением степени износа занимается ответственный за это сотрудник или же комиссия по охране труда компании.
Важно уточнить, что срок эксплуатации возвращенных СИЗ не должен быть больше срока их годности или срока хранения, как и их гарантийного срока, который указывается на упаковке СИЗ, а также в документации к ним.
Особенности выдачи некоторых видов СИЗ
Для части СИЗ существует отдельная процедура выдачи.
Приведем пример. СИЗ, рассчитанные на применение на открытом воздухе и на защиту от чрезмерно низких или же, наоборот, высоких температур из-за смены погодных условий в течение года, требуется предоставлять сотрудникам только при наступлении соответствующего сезона, а со сменой сезона собирать выданные СИЗ для обеспечения соответствующих условий хранения до следующего года. Срок эксплуатации подобных СИЗ начинается при их передаче работнику и может исключать период хранения, отпуска сотрудника и даже больничного, но не может превышать 2,5 года.
Выдача дежурных СИЗ
Дежурные СИЗ закрепляются за конкретными предприятиями или рабочими местами. Такой тип СИЗ выдается всем работникам попеременно лишь на период выполнения работ, требующих использования этих СИЗ.
По соображениям гигиены, в эти СИЗ нельзя включать: белье, обувь, СИЗ рук, головные уборы. Дежурными СИЗ могут выступать: каски, наушники, спецодежда, защитные очки, сигнальный жилет и т.д.
Дежурными СИЗ следует обеспечивать:
-
при осуществлении некоторых работ (например, работ на высоте);
-
бригадиров, руководителей, мастеров, ИТР, специалистов, которые иногда могут наведаться на производство;
-
тех, кто проходит практику или обучение на предприятии;
-
инспекторов контролирующих ведомств.
Дату выдачи и возврата СИЗ при завершении срока их эксплуатации требуется закрепить в карточке выдачи дежурных СИЗ. Образец карточки находится в Приложении № 3 приказа и может быть составлен как в электронном, так и в бумажном виде.
Хранение и уход за СИЗ
Работодатель обязан обеспечить необходимые условия хранения для всех СИЗ, полученных сотрудниками, и позаботиться о наличии оборудованных для этого помещений.
Все этапы ухода за СИЗ проводятся нанимателем за счёт компании, также он может доверить уход за СИЗ специализирующейся на этом организации.
Отметим, что если сотруднику не были предоставлены необходимые СИЗ, то он может не исполнять свои обязанности, прописанные в трудовом договоре, и предприниматель не имеет права настаивать на их выполнении. Более того, он должен выплатить время простоя в размере среднего заработка.