С 1 сентября 2023 года использование машиночитаемых доверенностей (кратко — МЧД) стало обязательным для всех компаний и их сотрудников. Благодаря новой форме доверенности обмен документами стал более безопасным. Снизилась вероятность подделок, хранить и отправлять доверенность стало удобнее.
Разбираемся, что такое машиночитаемая доверенность, зачем она нужна и как с ней работать.
Что такое машиночитаемая доверенность (МЧД)
Это электронный аналог бумажной доверенности, который представляет собой файл формата xml. С его помощью сотрудник подтверждает свое право на подписание документов от лица организации.
Можно встретить и другое название — электронная доверенность. Оно чаще используется в разговорной речи, но тоже применимо.
Для каких целей используется МЧД:
✅ для сдачи электронной отчетности;
✅ для подтверждения документов в электронном формате: актов, счетов-фактур, договоров, накладных;
✅ для участия в торгах.
Кто пользуется машиночитаемой доверенностью
Главные роли при работе с МЧД отводятся доверителю и представителю. Приведем пример, чтобы было понятно:
Компания поручает директору отдела продаж подписывать договоры с партнерами. Организация в этом случае выступает в роли доверителя — то есть она наделяет сотрудника правом выступать от лица всей компании.
Одновременно с этим директор отдела продаж берет на себя роль представителя — того, кому доверили эти полномочия.
Справка: представителем может быть не только сотрудник, но и другая организация или ИП.
До 1 сентября 2023 года сотрудники могли подтверждать документы с помощью электронной подписи организации, но правила изменились — теперь нужно приложить к документам усиленную квалифицированную электронную подпись физлица (кратко — УКЭП) + МЧД.
Новые правила обязательны для всех, кроме генеральных директоров и ИП. Им можно, как и прежде, использовать электронную подпись организации.
Вместо МЧД можно приложить её номер — это сэкономит время. Контрагент сможет самостоятельно ввести этот номер в информационной системе (например, в сервисе от ФНС) и получить информацию о статусе и сроке действия МЧД. Если требуется более подробная информация, то можно запросить карточку доверенности.
Обмениваться документами с помощью МЧД можно не только с контрагентами, но и с ФНС, Социальным фондом, Честным ЗНАКом, Федеральной таможенной службой и другими ведомствами.
Форма, содержание и отправка машиночитаемой доверенности
Существует ли универсальный формат МЧД? Да, ФНС разработала форму доверенности, располагается она на сайте Минцифры. По ссылке можно изучить правила оформления и скачать саму форму.
Диаграмма структуры файла обмена
Какая информация содержится в МЧД (Приказ Минцифры России № 857):
-
название документа, его номер и дата (в том числе срок действия, если он установлен);
-
сведения о доверителе и представителе;
-
полномочия представителя и идентификаторы этих полномочий из классификатора (если нужные полномочия не указаны в классификаторе, то можно прописать их отдельно текстом);
-
сведения об информационной системе, в которой хранится доверенность;
-
возможность передоверия.
Как с ней работать: сотрудник прикладывает к папке с документами свою УКЭП, электронную доверенность либо ее номер.
Что еще можно сделать с МЧД:
-
МЧД можно передоверить. Поясняем: руководитель компании может наделить сотрудника правом выпускать доверенности на других работников. Это хороший вариант для крупных компаний с большим количеством подразделений и работников, ответственных за электронный документооборот.
-
Доверенность можно досрочно отозвать. К примеру, если сотрудник, который использовал МЧД, уволился. Для ее отзыва нужно подать заявление в информационную систему, через которую оформлялась доверенность.
Как оформить и где хранить машиночитаемую доверенность
МЧД можно оформить через различные информационные системы (храниться они будут там же). Это могут быть:
✅ федеральные органы исполнительной власти — ФНС, СФР;
✅ операторы электронного документооборота (ЭДО);
✅ аккредитованные удостоверяющие центры — государственные (например, Госуслуги) и частные;
✅ собственные информационные системы компаний.
Как выглядит процесс оформления МЧД по пунктам:
-
сначала представитель должен получить УКЭП физлица;
-
после этого доверитель оформляет МЧД (например, если отчеты сдаются через 1С, то оформить МЧД можно самостоятельно прямо в программе);
-
отправляет заявление на регистрацию доверенности;
-
как только доверенность готова, доверитель заверяет ее своей квалифицированной электронной подписью и передает представителю.
Если вам нужна МЧД, то вы можете оформить её в 1С:Бухгалтерия. Аренда программ 1С в облаке позволяет работать удаленно — это позволяет и руководителю и сотрудникам оставаться мобильными. Подключите и попробуйте бесплатно в течение 14 дней.