+7 (804) 333-16-02
Санкт-Петербург: +7 (812) 425-17-02
Москва: +7 (499) 649-16-02
Екатеринбург: +7 (343) 222-16-02
Вся Россия (бесплатно): +7 (804) 333-16-02

В 2023 году на проверки контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) действует мораторий. Но есть исключительные случаи, на которые мораторий не распространяется. Разберем, каким организациям стоит ждать проверки ККТ в 2023 году.

Разновидности проверок контрольно-кассовой техники 

Контролем за работой с контрольно-кассовой техникой занимаются налоговые органы. Особенность такого контроля заключается в том, что он всегда носит внеплановый характер. Проверки проводятся при наличии информации о возможных нарушениях. В соответствии с Федеральным законом от 11.06.21 № 170-ФЗ, плановые или надзорные проверки в сфере применения ККТ не проводятся. 

При этом существует несколько разновидностей внеплановых проверок (п.18 Положения о госконтроле за соблюдением законодательства о ККТ): 

  1. Контрольная закупка.

  2. Документарная проверка.

  3. Выездная проверка.

  4. Наблюдение.

  5. Выездное обследование. 

Некоторые виды внеплановых проверок проводятся без участия владельца кассы, например, наблюдение или выездное обследование. Другие — исключительно при взаимодействии налоговиков и пользователей кассовой техники (контрольная закупка, документарные и выездные проверки). 

Особенности проведения проверок ККТ регламентированы п.2 и п.3 ст.56 Федерального закона от 31.07.20 № 248-ФЗ. 

На что не распространяется «проверочный» мораторий 

Продленный до конца 2023 года мораторий на внеплановые проверки ККТ введен с целью того, чтобы помочь бизнесу легче пережить кризисные времена, но вовсе не означает полное отсутствие контроля за этой сферой. 

Внеплановые проверки все же проводятся, но для этого они, по общему правилу, должны быть согласованы с руководителем ФНС и прокуратурой. 

Однако есть исключения, когда для проведения внеплановой проверки ККТ согласия прокурора не потребуется. Например, согласование прокурора не потребуется, если контрольные мероприятия проводятся без взаимодействия с пользователем ККТ. 

Обратите внимание: наблюдение предполагает сбор и анализ информации, поступившей из различных источников. Так, сотрудники налоговой службы могут анализировать фотографии, видеозаписи, документы и пр. без запроса дополнительных данных у владельца ККТ.

При выездном обследовании проверяющие могут выступить в роли «тайных покупателей», инкогнито посетив торговые точки и произведя осмотр. Если контролеры заметят нарушения в работе с ККТ, то они имеют право там же на месте и без согласования с прокурором произвести внеплановую проверку в виде контрольной закупки. 

Кто первый в списке проверяющих 

В первую очередь проверке подвергнуты те пользователи ККТ, которые попадают под критерии недобросовестности, перечисленные в письме ФНС от 05.05.23 № Д-5-20/32@. К таким пользователям относят всех, кто обязан, но не имеет в наличии зарегистрированной кассы. Проверять будут и тех, кто ранее не привлекался к ответственности за подобные нарушения, и тех, кому налоговая отправляла соответствующие предупреждения, но они не были исполнены. 

Помимо этого, Минфин в своем приказе от 06.06.23 № 88н утвердил общий перечень так называемых индикаторов риска нарушений в работе с ККТ, которые могут стать основанием для внеплановой проверки. Например, 

  • если в организации зарегистрирована ККТ, но в течение 60 календарных дней нет никаких фискальных документов в АИС налоговиков;

  • если количество чеков с признаком расчета «Возврат прихода» составляет 30 и более процентов с общего количества «приходных» чеков, оформленных в течение 30 календарных дней (индикатор не применяется к ломбардам);

  • если количество чеков коррекции составляет 30 и более процентов от общего количества фискальных документов, оформленных в течение 30 календарных дней. 

Этапы проверки контрольно-кассовой техники

Рассмотрим порядок проведения некоторых видов внеплановых проверок ККТ: контрольной закупки, документарной проверки и выездной проверки. 

Контрольная закупка  

Её можно провести двумя способами: 

  •  дистанционно (например, покупка осуществляется по телефону или через интернет);

  • либо с приходом инспекторов в торговую точку. 

При этом контрольная закупка должна производиться без предварительного предупреждения пользователя ККТ (п. 23 Положения № 272) и при участии двух свидетелей или двух сотрудников налоговой службы. Если это невозможно, нужно вести видеозапись согласно ст. 67 Закона № 248-ФЗ, п. 23 Положения № 272. 

Основная задача налоговиков при контрольной закупке — проверить корректность выдачи чеков и других подтверждающих документов, поэтому они действуют как обычные покупатели, покупая и оплачивая товар. При необходимости делают видеосъемку или аудиозапись (п. 4 ст. 67 Закона № 248-ФЗ). 

Контрольная закупка может быть прямой и обратной. При прямой закупке контроллеры покупают товар, а при обратной — возвращают его с целью проверки корректности его оформления (п. 2 письма Минэкономразвития от 13.09.22 № Д24и-29241). Также контроллеры обращают внимание на исправность ККТ, правильность реквизитов в чеках, соответствие указанного в чеке времени реальному и т.д., сравнивают данные, указанные в документах, с фактическими. 

После того как товар приобретен, сотрудники налоговой службы обязаны сообщить пользователю ККТ о том, что проведена контрольная закупка. Далее, согласно п. 7 ст. 67 Закона № 248-ФЗ, проверяющие должны предъявить копию решения о проведении проверки и свои служебные удостоверения. 

Ранее купленный товар контроллеры возвращают продавцу, а он им — денежные средства, которыми товар был оплачен (п. 8 ст. 67 Закона № 248-ФЗ). При выявлении нарушений, в соответствии с п. 23 Положения № 272, налоговики вправе потребовать распечатать соответствующий фискальный документ в виде отчета о текущем состоянии расчетов.

Документарная проверка 

Ее особенность заключается в «удаленном» характере проведения — взаимодействие с пользователем контрольно-кассовой техники производится без личного общения, дистанционно (п. 1 ст. 72 Закона № 248-ФЗ). 

В соответствии со ст. 72 Закона № 248-ФЗ, при документарной проверке контролеры имеют право потребовать  нужные документы и пояснения, которые пользователь ККТ должен передать в ФНС в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования. 

Предоставить необходимые документы в налоговую можно несколькими способами: 

  • передать их лично, 

  • направить по почте заказным письмом,

  • отправить в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (ст. 21 и 80 Закона № 248-ФЗ). 

В ходе документарной проверки при необходимости могут быть назначены экспертизы. 

Выездная проверка

При проведении выездной проверки налоговики имеют наиболее широкий круг полномочий. Проведение контрольных мероприятий в этом случае обязательно должно быть согласовано с прокуратурой. 

При выездной проверке инспекторы имеют право на назначение экспертиз, запрос документов и пояснений. Помимо этого, они имеют право находиться на территории проверяемой организации и проводить там осмотры, эксперименты, опрашивать других лиц (п. 28 Положения № 272). 

Основаниями для проведения выездных проверок могут служить вышеописанные индикаторы риска Минфина, а также поступившие жалобы и иные ситуации. 

Порядок обжалования результатов проверки 

Если организацию или ИП не удовлетворит результат внеплановой проверки, они вправе обжаловать решение. Для этого подается жалоба в досудебном порядке, адресованная руководителю ФНС или вышестоящему налоговому органу (п. 2 ст. 39, п. 3 ст. 98 Закона № 248-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 40 Закона № 248-ФЗ, подача такой жалобы осуществляется исключительно в электронном виде через Госуслуги. 

Срок подачи жалобы — не более 30 календарных дней с того дня, когда пользователь ККТ обнаружил или должен был обнаружить факт нарушения своих прав. Период рассмотрения жалобы — 20 рабочих дней. При этом в  срок не включается время, выделенное заявителю на то, чтобы предоставить нужные документы для изучения дела. Период рассмотрения жалобы может быть увеличен еще на 20 дней. Сроки регламентированы ст.40 и ст.43 Закона № 248-ФЗ.

Важно: при неудовлетворительном обжаловании результатов проверки компания или ИП вправе обратиться в арбитражный суд. Срок подачи в суд соответствующего заявления составляет 3 месяца (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). 

Ответственность и штрафы

За несоблюдение правил могут быть применены следующие штрафы. 

Причина штрафа 

Для компаний 

Для должностного лица 

или ИП 

Неприменение ККТ, если есть такая обязанность 

75-100% от суммы несформированного чека, но не менее 30 000 руб. 

25-50% от суммы несформированного чека, но не менее 10 000 руб. 

Неприменение ККТ при повторном нарушении 

Дисквалификация должностного лица или приостановление деятельности до 90 дней.

Ошибка в реквизитах или несоответствие онлайн-кассы законодательству 

От 5 000 до 10 000 руб. 

От 1500 до 3000 руб. 

Непредоставление документов или сведений по запросу ФНС 

От 5 000 до 10 000 руб.

От 1500 до 3000 руб.

Невыдача чеков или БСО, отказ от их отправки по e-mail

10 000 руб. 

2 000 руб. 


При самостоятельном выявлении нарушения и заявлении об этом в ФНС до того, как налоговая обнаружит ошибку и составит предупреждение или акт проверки, штрафа можно избежать на основании примечания к ст. 14.5 КоАП РФ. 

Поделитесь с друзьями!

Обсудить

 
Защита от автоматических сообщений
Наверх

Связаться с нами

*-поля обязательные для заполнения