+7 (804) 333-16-02
Санкт-Петербург: +7 (812) 425-17-02
Москва: +7 (499) 649-16-02
Екатеринбург: +7 (343) 222-16-02
Вся Россия (бесплатно): +7 (804) 333-16-02

С 1 апреля 2024 года начнет действовать разрешительный режим продажи маркированных товаров. Список продукции, на которую нужно наносить коды, в этом году также будет расширяться. Сделали обзор важных изменений для бизнеса в области маркировки — изучите и используйте знания в работе.

Что такое маркировка товаров и зачем она нужна 

Маркировка — это процесс нанесения специального штрихкода на товар. Отсканировав этот код, можно узнать больше информации о продукте: артикул, место и дату производства, номер партии, срок годности и другие данные. Штрихкод обязательно наносится на каждую отдельную единицу товара. Кроме кодов также используют микрочипы — выбор зависит от вида продукции. 

В процессе маркировки участвуют три стороны: 

  • Производители наносят код и вводят товар в оборот. 

  • Товар получают поставщики и импортеры, сообщают об этом в систему «Честный ЗНАК».

  • На последнем этапе подключаются розничные продавцы. Они передают в систему информацию о приемке товара и выводе его из оборота. 

«Честный ЗНАК» — национальная система маркировки и отслеживания товаров. Проект был запущен в 2018 году и с того времени к нему продолжают присоединяться всё новые производители, импортеры и продавцы.

Для чего нужна маркировка товаров:

Для эффективной борьбы с контрафактом. С помощью специального кода можно просмотреть весь путь движения товара, начиная от его производства и заканчивая покупкой в магазине. Эта прозрачность позволяет четко отследить, что происходит с товаром и узнать, не был ли он заменен на подделку на одном из этапов. 

Для безопасных покупок. У покупателя есть возможность убедиться в том, что он приобретает оригинальный товар. Например, он может прямо в магазине отсканировать код через бесплатное приложение «Честный ЗНАК», узнать дату и место производства, а также другие сведения. 

Для увеличения налоговых поступлений в бюджет страны. С продажи легальных товаров продавец платит налоги, но если речь про теневые продажи, то тут недобросовестные предприниматели всеми силами стараются уйти от налогов. С наличием штрихкодов и большего уровня контроля сделать это сложнее. 

Для перехода бизнеса на электронный документооборот. Для передачи сведений в «Честный ЗНАК» продавцы должны перейти на ЭДО. Это помогает ускорить процесс обмена информацией и снижает риск ошибок. 

Новые категории товаров, которые нужно маркировать в 2024 году 

Обязанность маркировать продукцию вводят постепенно, подключая к ней всё новые товарные категории. Ниже привели список товаров, на которые нужно наносить коды в этом году. 

С 1 марта 2024 года — медицинские изделия

Стартует очередной этап в маркировке медицинских товаров. С марта этого года нужно наносить штрихкоды на слуховые аппараты, коронарные стенты, компьютерные томографы и санитарно-гигиенические изделия.

Товарные остатки можно продавать до истечения срока годности. Нанести коды и ввести в оборот все остатки нужно до 31 августа этого года. 

С 1 апреля 2024 года — легкая промышленность 

Маркировка одежды стартовала 1 января 2021 года, но в апреле этого года список товаров значительно расширится. Штрихкоды начнут наносить на верхнюю одежду и спецодежду, постельное белье, полотенца, спортивные костюмы. 

Если есть товарные остатки, то их можно продавать без маркировки, но только до 1 июля 2024 года. Далее товарные остатки уже нужно будет обязательно промаркировать и ввести в оборот — сделать это нужно до 1 ноября этого года. 

С 1 сентября 2024 года — велосипеды и велосипедные рамы 

Эксперимент по маркировке этих товаров начался в сентябре 2019-го и завершился в мае 2020 года. В сентябре 2024 года маркировка уже станет обязательной для всех производителей. 

Нанести штрихкоды на остатки нужно до конца декабря этого года. 

Также в 2024 году продолжаются эксперименты по маркировке следующих товарных категорий: 

  • икра осетровых и лососевых рыб — до 31 марта 2024 года; 

  • титановая металлопродукция — до 31 марта 2024 года; 

  • технические средства реабилитации — до 31 августа 2024 года;

  • растительные масла — до 31 августа 2024 года;

  • корма для животных — до 31 августа 2024 года;

  • ветеринарные лекарственные препараты — до 31 августа 2024 года;

  • оптоволокно — до 1 декабря 2024 года;

  • детские игрушки — до 1 декабря 2024 года;

  • фармацевтическое сырье — до 31 декабря 2024 года;

  • радиоэлектроника — до 28 февраля 2025 года;

  • парфюмерия, косметика, бытовая химия — до 28 февраля 2025 года. 

Для компаний участие в экспериментах не обязательно, присоединиться можно на добровольной основе.

Что такое разрешительный режим и когда он начнет действовать

С 1 апреля этого года стартует разрешительный режим на кассах. Изменения коснутся розничных продавцов (постановление Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944). 

Что это значит: при продаже товара на кассе программное обеспечение будет автоматически отправлять запрос в «Честный ЗНАК». Если окажется, что товар не соответствует требованиям, то касса покажет ошибку и запретит его продавать.

С 1 апреля не получится реализовать продукцию: 

с истекшим сроком годности;   

с некорректным штрихкодом; 

не введенную в оборот;

уже выведенную из оборота;

запрещенную к продаже в России;   

со стоимостью, которая не соответствует минимальной розничной цене (МРЦ) — только для табачных изделий. 

Будет доступно два типа проверок: 

  • Онлайн — когда продавец сканирует штрихкод на товаре, а касса отправляет запрос в систему и уведомляет, всё ли в порядке с кодом или нет. 

  • Офлайн — когда невозможно получить доступ к системе через кассу. В этом случае информацию о товаре получают из локальной базы данных продавца. 

Разрешительный режим будет вводиться постепенно, охватывая все большее количество товарных категорий. 

В 2024 году   

Дата

Товарная категория

Тип проверки

1 апреля

табак, пиво и слабоалкогольные напитки в кегах

онлайн-проверка

1 апреля

контроль за максимальной розничной ценой для табака

офлайн-проверка

1 мая

упакованная вода и молочная продукция, которую продают крупные торговые центры, в которые входит 50+ торговых точек.

онлайн-проверка

1 сентября 

вся упакованная вода и молочная продукция

онлайн-проверка

1 ноября

пиво и слабоалкогольные напитки в упаковках, парфюмерия, БАДы и антисептики, одежда и обувь, фотоаппараты, шины

онлайн-проверка

В 2025 году

Дата

Товарная категория

Тип проверки

5 февраля 

соки и безалкогольные напитки 

онлайн-проверка

1 апреля

молочная продукция для всех розницы 

онлайн-проверка наличия сведений о вводе в оборот

1 марта

все товарные группы, кроме безалкогольных напитков

офлайн-проверка

1 июня

безалкогольные напитки (соки, морсы, компоты и другое) 

онлайн-проверка

1 июня

все безалкогольные напитки

офлайн-проверка


Что делать розничным продавцам: заранее подготовить оборудование, обновить кассовое ПО и проинформировать сотрудников о нововведении. Продавцы должны знать, как им поступить если касса выдает ошибку и не дает продать товар. 

Какая ответственность предусмотрена за отсутствие маркировки

Отсутствие штрихкода на товаре повлияет не только на репутацию компании и доверие клиентов, но также приведет к штрафам и изъятию продукции. 

Вот какие штрафы могут последовать: 

от 2 000 до 4 000 ₽ для граждан, которые продают такие товары;   

от 5 000 до 10 000 ₽ для должностных лиц;

от 50 000 до 300 000 ₽ для юрлиц. 

В случае серьезных правонарушений могут быть применены более серьезные наказания: увеличение штрафов, назначение принудительных работ или заведение уголовного дела.

Как работать с маркировкой товаров в 1С

Для соблюдения всех требований закона в сфере маркировки товаров компаниям следует перейти на электронный документооборот. Это даст возможность получать штрихкоды, обмениваться документами с контрагентами и «Честным ЗНАКом». 

Например, можно подключить сервис «1С-ЭДО» в облаке. Сервис разработан фирмой 1С для автоматизации обмена документами между организациями, в том числе и для отправки отчетности о промаркированных товарах. Сервис позволяет отправлять накладные, счета-фактуры, акты, договоры и другие виды документов в электронном формате. Это сократит время на их обработку и снизит риск ошибок из-за человеческого фактора. 

Сервис интегрирован в 1С. Это значит, что вся работа с документацией будет происходить в привычном интерфейсе и вам не придется привыкать к новым инструментам. 

Иллюстрация от Freepik на freepik.com

Поделитесь с друзьями!

Обсудить

 
Защита от автоматических сообщений
Наверх

Связаться с нами

*-поля обязательные для заполнения