С 1 апреля 2024 года начнет действовать разрешительный режим продажи маркированных товаров. Список продукции, на которую нужно наносить коды, в этом году также будет расширяться. Сделали обзор важных изменений для бизнеса в области маркировки — изучите и используйте знания в работе.
Что такое маркировка товаров и зачем она нужна
Маркировка — это процесс нанесения специального штрихкода на товар. Отсканировав этот код, можно узнать больше информации о продукте: артикул, место и дату производства, номер партии, срок годности и другие данные. Штрихкод обязательно наносится на каждую отдельную единицу товара. Кроме кодов также используют микрочипы — выбор зависит от вида продукции.
В процессе маркировки участвуют три стороны:
-
Производители наносят код и вводят товар в оборот.
-
Товар получают поставщики и импортеры, сообщают об этом в систему «Честный ЗНАК».
-
На последнем этапе подключаются розничные продавцы. Они передают в систему информацию о приемке товара и выводе его из оборота.
«Честный ЗНАК» — национальная система маркировки и отслеживания товаров. Проект был запущен в 2018 году и с того времени к нему продолжают присоединяться всё новые производители, импортеры и продавцы.
Для чего нужна маркировка товаров:
✅ Для эффективной борьбы с контрафактом. С помощью специального кода можно просмотреть весь путь движения товара, начиная от его производства и заканчивая покупкой в магазине. Эта прозрачность позволяет четко отследить, что происходит с товаром и узнать, не был ли он заменен на подделку на одном из этапов.
✅ Для безопасных покупок. У покупателя есть возможность убедиться в том, что он приобретает оригинальный товар. Например, он может прямо в магазине отсканировать код через бесплатное приложение «Честный ЗНАК», узнать дату и место производства, а также другие сведения.
✅ Для увеличения налоговых поступлений в бюджет страны. С продажи легальных товаров продавец платит налоги, но если речь про теневые продажи, то тут недобросовестные предприниматели всеми силами стараются уйти от налогов. С наличием штрихкодов и большего уровня контроля сделать это сложнее.
✅ Для перехода бизнеса на электронный документооборот. Для передачи сведений в «Честный ЗНАК» продавцы должны перейти на ЭДО. Это помогает ускорить процесс обмена информацией и снижает риск ошибок.
Новые категории товаров, которые нужно маркировать в 2024 году
Обязанность маркировать продукцию вводят постепенно, подключая к ней всё новые товарные категории. Ниже привели список товаров, на которые нужно наносить коды в этом году.
С 1 марта 2024 года — медицинские изделия
Стартует очередной этап в маркировке медицинских товаров. С марта этого года нужно наносить штрихкоды на слуховые аппараты, коронарные стенты, компьютерные томографы и санитарно-гигиенические изделия.
Товарные остатки можно продавать до истечения срока годности. Нанести коды и ввести в оборот все остатки нужно до 31 августа этого года.
С 1 апреля 2024 года — легкая промышленность
Маркировка одежды стартовала 1 января 2021 года, но в апреле этого года список товаров значительно расширится. Штрихкоды начнут наносить на верхнюю одежду и спецодежду, постельное белье, полотенца, спортивные костюмы.
Если есть товарные остатки, то их можно продавать без маркировки, но только до 1 июля 2024 года. Далее товарные остатки уже нужно будет обязательно промаркировать и ввести в оборот — сделать это нужно до 1 ноября этого года.
С 1 сентября 2024 года — велосипеды и велосипедные рамы
Эксперимент по маркировке этих товаров начался в сентябре 2019-го и завершился в мае 2020 года. В сентябре 2024 года маркировка уже станет обязательной для всех производителей.
Нанести штрихкоды на остатки нужно до конца декабря этого года.
Также в 2024 году продолжаются эксперименты по маркировке следующих товарных категорий:
-
икра осетровых и лососевых рыб — до 31 марта 2024 года;
-
титановая металлопродукция — до 31 марта 2024 года;
-
технические средства реабилитации — до 31 августа 2024 года;
-
растительные масла — до 31 августа 2024 года;
-
корма для животных — до 31 августа 2024 года;
-
ветеринарные лекарственные препараты — до 31 августа 2024 года;
-
оптоволокно — до 1 декабря 2024 года;
-
детские игрушки — до 1 декабря 2024 года;
-
фармацевтическое сырье — до 31 декабря 2024 года;
-
радиоэлектроника — до 28 февраля 2025 года;
-
парфюмерия, косметика, бытовая химия — до 28 февраля 2025 года.
Для компаний участие в экспериментах не обязательно, присоединиться можно на добровольной основе.
Что такое разрешительный режим и когда он начнет действовать
С 1 апреля этого года стартует разрешительный режим на кассах. Изменения коснутся розничных продавцов (постановление Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944).
Что это значит: при продаже товара на кассе программное обеспечение будет автоматически отправлять запрос в «Честный ЗНАК». Если окажется, что товар не соответствует требованиям, то касса покажет ошибку и запретит его продавать.С 1 апреля не получится реализовать продукцию:
→ с истекшим сроком годности;
→ с некорректным штрихкодом;
→ не введенную в оборот;
→ уже выведенную из оборота;
→ запрещенную к продаже в России;
→ со стоимостью, которая не соответствует минимальной розничной цене (МРЦ) — только для табачных изделий.
Будет доступно два типа проверок:
-
Онлайн — когда продавец сканирует штрихкод на товаре, а касса отправляет запрос в систему и уведомляет, всё ли в порядке с кодом или нет.
-
Офлайн — когда невозможно получить доступ к системе через кассу. В этом случае информацию о товаре получают из локальной базы данных продавца.
Разрешительный режим будет вводиться постепенно, охватывая все большее количество товарных категорий.
В 2024 году |
||
Дата |
Товарная категория |
Тип проверки |
1 апреля |
табак, пиво и слабоалкогольные напитки в кегах |
онлайн-проверка |
1 апреля |
контроль за максимальной розничной ценой для табака |
офлайн-проверка |
1 мая |
упакованная вода и молочная продукция, которую продают крупные торговые центры, в которые входит 50+ торговых точек. |
онлайн-проверка |
1 сентября |
вся упакованная вода и молочная продукция |
онлайн-проверка |
1 ноября |
пиво и слабоалкогольные напитки в упаковках, парфюмерия, БАДы и антисептики, одежда и обувь, фотоаппараты, шины |
онлайн-проверка |
В 2025 году |
||
Дата |
Товарная категория |
Тип проверки |
5 февраля |
соки и безалкогольные напитки |
онлайн-проверка |
1 апреля |
молочная продукция для всех розницы |
онлайн-проверка наличия сведений о вводе в оборот |
1 марта |
все товарные группы, кроме безалкогольных напитков |
офлайн-проверка |
1 июня |
безалкогольные напитки (соки, морсы, компоты и другое) |
онлайн-проверка |
1 июня |
все безалкогольные напитки |
офлайн-проверка |
Что делать розничным продавцам: заранее подготовить оборудование, обновить кассовое ПО и проинформировать сотрудников о нововведении. Продавцы должны знать, как им поступить если касса выдает ошибку и не дает продать товар.
Какая ответственность предусмотрена за отсутствие маркировки
Отсутствие штрихкода на товаре повлияет не только на репутацию компании и доверие клиентов, но также приведет к штрафам и изъятию продукции.
Вот какие штрафы могут последовать:
→ от 2 000 до 4 000 ₽ для граждан, которые продают такие товары;
→ от 5 000 до 10 000 ₽ для должностных лиц;
→ от 50 000 до 300 000 ₽ для юрлиц.
В случае серьезных правонарушений могут быть применены более серьезные наказания: увеличение штрафов, назначение принудительных работ или заведение уголовного дела.
Как работать с маркировкой товаров в 1С
Для соблюдения всех требований закона в сфере маркировки товаров компаниям следует перейти на электронный документооборот. Это даст возможность получать штрихкоды, обмениваться документами с контрагентами и «Честным ЗНАКом».
Например, можно подключить сервис «1С-ЭДО» в облаке. Сервис разработан фирмой 1С для автоматизации обмена документами между организациями, в том числе и для отправки отчетности о промаркированных товарах. Сервис позволяет отправлять накладные, счета-фактуры, акты, договоры и другие виды документов в электронном формате. Это сократит время на их обработку и снизит риск ошибок из-за человеческого фактора.
Сервис интегрирован в 1С. Это значит, что вся работа с документацией будет происходить в привычном интерфейсе и вам не придется привыкать к новым инструментам.
Иллюстрация от Freepik на freepik.com