Снижение расходов предприятия особенно актуально во время кризиса. Мы изучили, какие меры предпринимают компании в таких ситуациях и приводим несколько практических рекомендаций, которые помогут сэкономить без вреда для бизнеса.
Снижение расходов можно разделить на два вида: вынужденная экономия во время кризиса и расходы, которые можно сократить в любой ситуации. В обоих случаях сначала важно детально изучить статьи расходов предприятия. Делать это гораздо удобнее, если в компании используются системы учета, например 1С: Управление нашей фирмой.
На чем экономят компании?
Аренда ПО
В последнее время получила распространение аренда лицензионного программного обеспечения. Пример — аренда 1С в облаке. Это не только снижает затраты на покупку программ, но и позволяет работать в 1С большому количеству пользователей без затрат на покупку и обслуживание сервера. Использование облачных версий добавит мобильности сотрудникам и позволит работать в программе без привязки к рабочему месту. Все тарифы Е-Офис24 включают резервное копирование и бесплатные обновления для продуктов 1С.
Сэкономить поможет и аренда облачного сервера. Услуга позволит разместить любые программы на нашем сервере и организовать круглосуточный доступ к нему. Использование облачного сервера вместо физического позволит отказаться от покупки дорогостоящего компьютерного оборудования и снизить затраты на его обслуживании.
Аутсорсинг услуг
Привлечение аутсорсинговых компаний в некоторых случаях позволяет значительно снизить расходы предприятия. Чаще всего компании пользуются услугами в сфере IT, бухгалтерского учета и клининга.
Оптимизация закупок и работа с ассортиментом
Производственные предприятия для снижения себестоимости продукции ищут поставщиков, предлагающих более дешевые материалы, комплектующие и сырьё. Таким способом снижается себестоимость продукции. Конечно же, новое сырьё не должно уступать в качестве, иначе такая экономия бессмысленна.
Арендная плата
Арендные платежи составляют весомую часть расходов компании. В сложных ситуациях есть смысл провести переговоры с арендодателями о снижении арендной ставки. В условиях кризиса такие переговоры имеют большие шансы на успех. Вряд ли стоит рассчитывать на снижение ставки вдвое, но на скидку в 10-20% многие арендодатели соглашаются при гарантиях стабильной оплаты.
Реклама и маркетинг
Заработная плата
Во время кризиса некоторые компании стараются снизить затраты на оплату труда сотрудников. Есть примеры, когда руководство обсуждало с работниками снижение зарплаты или отказ от премий на время кризиса, и многие шли навстречу. Имейте в виду, что в такой ситуации нужно действовать очень осторожно и не спровоцировать уход ключевых сотрудников из компании.
Государственная поддержка
Во всех регионах действуют фонды, которые обеспечивают помощь малому и среднему бизнесу. Такие фонды предлагают кредиты под минимальный процент, обеспечивают банковские гарантии, а также частично или полностью субсидируют обучение сотрудников, закупку производственного оборудования и затраты на рекламу. Меры поддержки могут отличаться для разных регионов, тем не менее, игнорировать их не стоит, т. к. можно повышать квалификацию персонала и расширять производство с минимальными вложениями собственных средств.
На время кризиса государство обеспечивает бизнесу дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса:
-
Приостановлены проверки
-
Продлены сроки сдачи отчетности
-
Продлены сроки представления документов по требованию
-
Приостановлены меры взыскания
-
Не принимаются решения о банкротстве
Для компаний и ИП, работающих в наиболее пострадавших отраслях, предусмотрены дополнительные меры поддержки: освобождение от уплаты налогов и страховых взносов за 2 квартал 2020 года, а также выплаты на каждого работника по 12 130 руб. при определенных условиях. Подробнее о мерах поддержки можно узнать на сайте ФНС.
Подведем итоги
Снижать расходы полезно при любых обстоятельствах. В условиях кризиса это особенно важно. Главное — делать это разумно. Перед принятием ключевых решений нужно оценить риски и любые изменения производить, опираясь на конкретные показатели деятельности компании и ее подразделений, а не на свои ощущения.